- Dinləmək
-
-
Əsli
-
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
-
Oxunuşu
-
иhдинəəс-сырōōтōль-мустəќиим
-
веди нас путём прямым —
-
Bizi (əqidə, elm, əxlaq və əməllərdə) doğru yola hidayət (və həmin yolda dayanıqlı) et.
-
Guide us on the straight path,
-
1.(3) Али ибн Ибрахим Кумми передал от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:
«Хвала Аллаху» — то есть благодарность Аллаху — «Господу миров» — Творцу творения — «Милостивому» — ко всему творению — «Милосердному» - по отношению только к верующим — «Царю Судного Дня» — дня расчёта, и указание на это — слова Аллаха: «Говорят они: “Горе нам! Это — Судный Деньˮ» (37: 20), то есть день расчёта. «Только Тебе мы поклоняемся» — обращение к Аллаху — «и только Тебя просим о помощи» — таким же образом. «Веди нас прямым путём»: и «путь» — это повелитель верующих Али (А) и познание Имама.
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 41).
2.(4) Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:
«Прямой путь» — это повелитель верующих (А) и его познание. И довод на это — слова Аллаха: «Поистине, он в матери Книги у Нас — Али мудрый» (43: 4), и это — повелитель верующих (А) в матери Книги (то есть в суре «Фатиха», которую называют «матерью Книги»), то есть в словах «прямой путь».
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).
3.(5) Он также передал, что Имам Садык сказал:
«Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые под гневом, и не заблудших»: «те, которые под гневом» — насибиты, а «заблудшие» — иудеи и христиане.
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).
4.(16) Шейх Садук передал, что Имам Реза (А) сказал:
Люди обязаны читать Коран во время намаза, чтобы Коран не был забыт и потерян, но чтобы он был сохранён и изучаем. И первой его сурой является «Фатиха», а не какая-либо другая сура, потому что в других сурах нет того блага и мудрости, которые собраны в этой суре. Слова «хвала Аллаху» — это исполнение того, к чему обязал Аллах Своё творение относительно благодарности Ему за то, что Он даровал им из блага — «Господу миров» — это единобожие (таухид), восхваление Его и подтверждение того, что Он — Творец и Царь, и никто, кроме Него, — «Царю Судного Дня» — подтверждение воскрешения, расчёта, воздаяния и будущего мира и того, что Он в этом всём — Царь, как и в ближнем мире Он — Царь. «Только Тебе мы поклоняемся» — стремление и приближение к Аллаху и искренность в делах для Него, а не для кого-то другого — «и только Тебя просим о помощи» — просьба о добавлении успеха, поклонения, продолжения Его благ и Его помощи. «Веди нас прямым путём» — просьба о прямом руководстве в Его религии, о схватывании за Его вервь и о добавлении в познании Господа, Его величия и славы — «путём тех, кого Ты облагодетельствовал» — подтверждение просьбы, стремления и поминания того, о чем было сказано выше относительно Его милостей к Его друзьям — «не тех, которые под гневом» — это прибегание к Нему от того, чтобы быть из числа упорных, неверных, отрицающих Его и Его повеление и запрещение — «и не заблудших» — это просьба об избавлении от того, чтобы быть из числа отклонившихся с Его пути безо всякого знания и думающих при этом, что они совершают благо. И в этой суре («Фатихе») соединились благо и мудрость ближнего и будущего миров так, как они не соединились еще в чем-то.
(«Факих», том 1, С. 219).
5.(18) Он также передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:
«Веди нас прямым путём» — то есть дай нам успех в том, чтобы мы подчинялись Тебе в будущем так же, как подчинялись Тебе в прошлом. И «прямой путь» — это два пути: один в ближней жизни, а другой в будущей. И прямой путь в ближней жизни располагается между тем, чтобы излишествовать, и тем, чтобы преуменьшать[2], и он есть твёрдое стояние (на истине) и отсутствие принятия чего-либо из лжи. Что же касается второго пути, то это — путь верующих к Раю, который прям: они не отклонятся от Рая и не направятся к Аду или к чему-то другому, кроме Рая.
(«Маани ахбар», С. 32).
Примечание переводчика: Речь идёт прежде всего об излишествовании и преуменьшении достоинств Ахль уль-Бейт (А).
18. Он также передал, что Имам Саджад (А) сказал:
Нет никакой завесы между Аллахом и Его доводом (Пророком или Имамом), и нет у Аллаха покрова, кроме Его довода. Мы — врата Аллаха, и мы — прямой путь, и мы — хранители Его знания, и мы — толкователи Его откровения, и мы — столпы Его таухида, и мы — место Его тайны.
(«Маани ахбар», С. 33).
6.(19) Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:
Слова Аллаха в суре «Фатиха»: «Веди нас прямым путём» — имеют в виду Мухаммада (С) и его Ахль уль-Бейт (то есть они — этот прямой путь).
(«Маани ахбар», С. 33).
7.(22) Айаши передал от Мухаммада ибн Муслима:
Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран» (15: 87). Он сказал: «Это — сура “Фатихаˮ, что находится среди сокровищ Трона. Она начинается с “во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!ˮ — аята, о котором Аллах сказал: “И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращенияˮ (17: 46). И далее: “Хвала Аллаху, Господу мировˮ — это слова обитателей Рая, когда они благодарят Аллаха за прекрасную награду, которую Он им даровал, — “Царю Судного Дняˮ — Джабраил сказал: “Если мусульманин скажет это, Аллах и обитатели небес обязательно подтвердят его правотуˮ. “Только Тебе мы поклоняемсяˮ — это искренность поклонения — “и только к Тебе взываем о помощиˮ — это лучшие слова, с помощью которых рабы могут взывать об исполнении своих нужд. “Веди нас прямым путёмˮ — путём пророков, которых облагодетельствовал Аллах — “не тех, кто под гневомˮ — иудеи — “и не заблудшихˮ — христиане».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 36).
8.(23) Давуд ибн Фаркад привёл от Имама Садыка (А):
«Веди нас прямым путём»: «прямой путь» — это повелитель верующих Али (А).
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 37).