The Noble Quran

Тафсир "Бурхан"

ТАФСИР

«БУРХАН» 

Автор: сейид Хашим Бахрани

Переводчик: Амин Рамин


Предисловие переводчика. О тафсире «Бурхан» и его понимании

Тафсир «Бурхан» («Разъяснение», «Довод») является одним из лучших и наиболее полных шиитских тафсиров. Его главное достоинство в том, что он состоит исключительно из хадисов Ахль уль-Бейт (А).

Автор тафсира - сейид Хашим Бахрани (1050 — 1107 гг. хиджры; 1672 — 1729гг. по х.л.), великий ученый и передатчик хадисов из Бахрейна, учитель Хурра Амили, автора «Васаилу шиа». Хашим Бахрани, происходивший из рода Имама Казыма (А), посвятил всю свою жизнь сбору и изучению хадисов Ахль уль-Бейт (А). Тафсир «Бурхан» является самой известной его работой; кроме того, у него много и других книг. Приведём названия некоторых из них:

1. «Гайату ль-марам» («Предел стремлений») - о достоинствах Ахль уль-Бейт (А) и их положении.

2. «Иршаду ль-мустаршидин» («Направление на истинный путь для ищущих его») - о вилаяте Имама Али (А).

3. «Нихаяту ль-амаль» («Завершение надежд») - об имамате.

4. «Ихтиджадж мухалифин» («Доводы для противников») - собрание доводов для противников руководства Ахль уль-Бейт (А).

5. «Нуру ль-анвар» («Свет светов») - книга, посвященная тафсиру.

6. «Дам‘ату сакиба» («Текущие слезы») - о Кербеле и Имаме Хусейне (А).

7. «Хильяту ль-абрар» («Украшение праведников») - об Ахль уль-Бейт (А) и их достоинствах.

8. «Танбихат» («Указания») - книга обо всех разделах фикха.

9. «Манакиб» - о достоинствах повелителя верующих Али (А) -

и многие другие работы.

Что касается тафсира «Бурхан», то при его составлении автор пользовался большим количеством источников (около двухсот), из которых отобрал хадисы, относящиеся к тафсиру того или иного аята в порядке их последовательности в Книге Аллаха. При этом особый акцент он сделал на приведение хадисов, говорящих о достоинствах Ахль уль-Бейт (А) и их вилаяте.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов по поводу правильного понимания хадисов тафсира вообще и тафсира «Бурхан» в частности. Как известно, запрещено делать тафсир по своему мнению. Имам Садык (А) сказал: «Кто делает тафсир Корана по своему мнению - не получит награды, если скажет верно, и будет дальше всех от небес, если ошибётся» («Тафсир» Айаши, том 1, С. 29).

Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто делает тафсир аятов Книги Аллаха по своему мнению - впал в неверие» («Тафсир Бурхан», том 1, С. 19).

Он также сказал: «Кто делает тафсир аятов Книги Аллаха по своему мнению - пусть готовит себе место в Огне» («Тафсир Сафи», том 1, С. 20).

Имам Аскари (А) сказал: «Знаете ли вы, кто ухватился за Коран и чьё достоинство велико? Это тот, кто берёт Коран и его толкование от нас, Ахль уль-Бейт, а не от мнений спорящих и аналогий (кийас) нечестивцев. А тот, кто толкует Коран по своему мнению, то если это мнение случайно совпадёт с истиной, то ведь он находится в джахилии относительно того, что надо брать толкование Корана у Ахль уль-Бейт (и поэтому получит наказание). А если он ошибётся, то пусть готовит себе место в Огне» («Тафсир Имама Аскари», С. 25).

Имам Бакир (А) сказал: «Нет ничего более далёкого от разума людей, чем тафсир Корана. Начало аята может говорить об одной вещи, а его окончание - о совсем другой вещи» («Васаилу шиа», том 27, С. 204).

Имам Садык (А) сказал: «Кто сделает тафсир хотя бы одного аята Корана - впадёт в неверие (то есть сделает тафсир без опоры на хадисы Ахль уль-Бейт)» («Васаилу шиа», том 27, С. 203).

Имам Садык (А) сказал: «Поистине, у Корана есть внутренний смысл (батн), а у внутреннего смысла есть внешний. И нет ничего более далекого от разума людей, чем Коран. Начало аята ниспослано об одной вещи, середина - о другой, а окончание - о третьей. И у него (Корана или каждого аята Корана) много различных толкований». («Васаилу шиа», том 27, С. 204).

Это означает, что единственный возможный тафсир Корана - хадисы непорочного Семейства (мир им), и любой другой тафсир запрещён и не имеет значимости. Что же касается обычных людей, то их «тафсир» может существовать только в виде примечаний к хадисам Ахль уль-Бейт (А), поясняющих некоторые непонятные моменты и способствующих их более глубокому пониманию.

Здесь я хотел бы пояснить несколько моментов, которые читатель обязательно должен иметь в виду в процессе чтения данного тафсира.

Наиболее важный момент состоит в том, что надо постоянно иметь в виду: существует несколько уровней понимания каждого аята Корана. А потому если читатель увидит под одним и тем же аятом хадисы, содержащие различные толкования, то пусть не думает, что здесь перед ним противоречие.

Например, возьмем аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю»Один из хадисов говорит, что данный аят имеет в виду поведение мусульман в мечети во время пятничной проповеди

Пророка (С), а другой хадис утверждает, что его значение - вилаят Али ибн Аби Талиба (А). Или посмотрим на 11-12 аяты суры «Завернувшийся»: «Оставь Меня и того, кого создал Я единственным (вахид) и кому дал имущество обширное». Хадисы говорят, что тут имеется в виду Валид ибн Мугира, второй узурпатор халифата или Иблис. Однако между этими

хадисами нет противоречия, поскольку речь идёт о различных уровнях

понимания данного аята.

И поэтому перевод Корана на любой другой язык, строго говоря, невозможен. В самой многозначности слов и выражений Корана зашифрованы определённые послания, которые пропадают при переводе. Например, в этом же аяте слово «вахид» в первом случае имеет значение

«единственный» (Валид ибн Мугира), во втором - «рождённый от

прелюбодеяния» (второй узурпатор), в третьем - «одинокий» (Иблис).

Посланник Аллаха (С) сказал: «У Корана есть внешняя и внутренняя сторона. Его внешняя сторона - решение (хукм), его внутренняя сторона - знание. Его внешняя сторона прекрасна, его внутренняя сторона - глубока». («Кафи», том 2, С. 598).

Он также сказал: «У Корана есть внешность и внутренность - до семи (уровней) внутренности». («Иджазу ль-байан», С. 128). Этот хадис также передан со словом «семьдесят уровней внутренностей».

Имам Бакир (А) сказал: «Внешность Корана - это те, по поводу которых были ниспосланы аяты, а внутренность Корана - это те, кто совершает их деяния, и их касается всё то, что было ниспослано о тех». («Маани ахбар» Садука, С. 259).

Имам Али (А) сказал: «Нет такого аята Корана, у которого не было бы четыре уровня - внешний, внутренний, положение и разъяснение. Внешний уровень - это чтение, внутренний - понимание, положение - это законы

харама и халяля, а разъяснение - то, что Аллах хотел этим аятом от рабов».

(«Тафсир» Сафи, том 1, С. 31).

Таким образом, аят Корана мог быть ниспослан по поводу какого-то

конкретного случая или личности, а подразумевать при этом событие

будущего, которое даже еще не произошло при его ниспослании. Если бы

было иначе, то Коран являлся бы всего лишь исторической книгой,

описывающей поведение и поступки тех или иных арабов, живших во

время Посланника Аллаха (С).

Проблема «ахлу сунна» как раз и состоит в том, что они превращают Коран в такую «историческую книгу», так или иначе реагирующую на какие-то реплики или выходки тех или иных арабов, потому что у них нет выхода на плоскость «та’виля» - то есть возвращения аятов Корана к их подлинному глубокому смыслу, которым обладали только непорочные

Имамы пророческого рода (мир им). Внешне аяты Корана были

ниспосланы по поводу тех или иных поступков или фраз людей, окружавших Посланника Аллаха (плоскость танзиля), однако внутренне

они имели в виду события и проблемы всей истории человечества

(плоскость та’виля), большинство которых будет иметь место в будущем, уже после короткой исторической эпохи ниспослания (танзиля) Корана. Если читатель не поймёт этого - он вообще ничего не поймёт в тафсире Корана от Имамов пророческого рода (мир им).

Другой вопрос, который необходимо тут разобрать - это утверждение, что в тафсире «Бурхан» якобы «много слабых хадисов».

Когда говорят о «слабости» хадисов, обычно имеют в виду их оценку с точки зрения «ильм риджаль», то есть цепочки передатчиков. В этой связи хотелось бы предостеречь братьев и сестер от неправильного понимания оценки хадисов по критериям «ильм риджаль». К сожалению, среди шиитов стало принято, что если кто-то говорит: «хадис слабый», это автоматически

означает смертный приговор для данного хадиса. Однако это совершенно не так!

Во-первых, методом наших ученых никогда не была оценка хадисов исключительно по формальным критериям «науки риджаль». Этим грешат противники руководства Ахль уль-Бейт (А), которые, в частности, пользуются «ильмом риджаль» как орудием для ослабления всех без исключения хадисов, говорящих о достоинствах Али (А) и Ахль уль-Бейт (А). Наверняка вы встречались с подобными «играми с иснадами» при дискуссиях с ваххабитами. В этих случаях на собственном опыте вы могли убедиться, что ослабить и усилить при желании можно любой хадис.

Метод определения ценности и достоверности хадисов в соответствии с распределением передатчиков по разным категориям не был известен ранним шиитам и впервые стал использоваться сейидом Камалу-дином Ибн Тавусом и Алламе Хилли. Суть этого метода состоит в той гипотезе, что достоверность хадиса заключается в цепочке его передатчиков.

Тогда как у ранних шиитских факихов довод хабаров (худжия) сосредотачивался вокруг контекстов, полезных с точки зрения установления достоверности. Этот минхадж называется «джам‘у ль-караин», ион использовался нашими великими факихами, такими как шейх Садук, Алламе Маджлиси и даже шейх Туси. Последний, например, приводит в своем «Тахзибе» (где в предисловии говорит, что собрал только достоверные хадисы) риваяты от передатчиков, которых сам же назвал слабыми. Это означает, что для определения силы риваята он использовал другие критерии (смысловые), а не только иснад.

Во-вторых, сами критерии «науки риджаль» далеки от совершенства, источники неполны, а методы оценки очень сильно различаются. Если вы обратитесь к «Энциклопедии риджаля» сейида Хои, то увидите, что около 90 процентов всех шиитских передатчиков являются «маджхуль», то есть теми, о ком ничего не известно (не произведён их «таусик» — оценка с точки

зрения достоверности передачи). Иначе и быть не могло, потому что шииты оказывались преследуемыми на всем протяжении своей истории, и многие из них были вынуждены скрывать свою веру и свои знания. Однако согласно критериям «ильм риджаль», хадис, в иснаде которого имеется «маджхуль» — слабый. Из-за этого критерия, о котором Имамы (А) ничего не сказали, «слабыми» оказываются большинство шиитских хадисов.

Однако разум не даёт никаких оснований ослаблять хадис из-за нашего незнания тогоили иного передатчика. Иначе говоря, неизвестность передатчика никак не сопряжена с его ослаблением. Наоборот, чем более верующим является человек, тем, как правило, он менее известен в этой дунье. Нет никакой логической связи между неизвестностью передатчика для нас и той возможностью, что он будет лжецом, выдумщиком или слабым. Наоборот, самые верующие и правдивые люди, как правило, меньше всего известны. Как сказал Имам Садык (А): «Ищите их (шиитов) на окраинах земли. Они ведут скромную жизнь, и их жилища перемещаются. Когда они присутствуют — их не узнают, когда они скрываются — их не ищут, когда они болеют — их не навещают, когда они сватаются — за них не выдают замуж, а когда они умирают — в их похоронах не принимают участия» («Бихар», том 65, С. 165).

Таким образом, если вы слышите, что «хадис слабый», то не принимайте такой вывод за откровение, ниспосланное с небес. Все такие выводы очень и очень приблизительны.

В-третьих, даже если хадис «слаб» с точки зрения передатчиков, это совершенно не означает, чтоон должен быть просто так отброшен. Напротив, он становится «сильным», если существуют другие хадисы или контексты, подтверждающие его.

В-четвёртых: главный и, по сути, единственный критерий оценки хадисов, оставленный нами самими Ахль уль-Бейт (А) — взвешивать их на весах Корана и Сунны. Например, Посланник Аллаха (С) говорит:

ما جاءكم عني يوافق كتاب هلل فخ ذوا به وما جاءكم عني ال يوافق كتاب هلل فاضربوا بعه ععرض الحائط برا كان قائله أ و فاجر

«То, что дошло до вас от меня и соответствует Книге Аллаха — возьмите это. А то, что дошло до вас от меня и не соответствует Книге Аллаха — разбейте это об стену, будь передатчик этого праведным или грешником».

(Бихар, том 1, С. 44).

Иначе говоря: с точки зрения Пророка (С), нет различия в передатчиках («будь передатчик этого праведнымили грешником») – важно только содержание хадиса. Итак, метод Пророка (С) – это взвешивание хадисов на весах Корана, а не на весах людей.

Имам Садык (А) сказал:

كل شئ مردود إلى الكتاب والسنة ، وكل حديث ل يوافق كتاب ال فهو زخرف

«Всякая вещь возвращается к Книге Аллаха и Сунне, и всякий хадис, который не соответствует Книге Аллаха, выдуманный».

(«Кафи», том 1, С. 67).

Имам Али (А) сказал Кумейлу:

يا كميل اعرف الحق تعرف أهله ... ق س الرجال بالحق وال تقس الحق بالرجال

«Познай истину, и ты узнаешь людей истины!... Узнавай людей по истине, а не истину по людям».

(«Нахдж уль-балага», С. 200).

В одном из своих писем Хусейну ибн Руху Имам Махди (А) проклял Абу Азакира. Ибн Рух спросил, что делать с его многочисленными книгами. Он ответил: خذوا بمعا رووا وذروا معا رأ وا – «Возьмите то, что они передали (от нас), и оставьте то, что они думают». Последние слова означают их личные мнения и выводы – их надо оставить.

(Гейба Туси, С. 254).

Таким образом, мы должны придерживаться риваятов, которые передал человек, проклятый самим Имамом (А)! Фактически Имам (А) говорит следующее: нет никакого значения в передатчике – значение есть только у того, что он передал. И таким же был метод его предка Посланника Аллаха (С), как мы видели.

Имам Бакир (А) сказал:

ال تكذبوا بحديث أتاكم به مرجئ وال قدري وال حرور ي ينسبه إلينا فإنكم ال تدرون لعلعه شعيء من الحق فيكذب هلل فوق عرشه

«Не считайте ложью хадис, с которым пришёл к вам мурджит, кадарит или хурури, возводя его к нам. Ибо вы не знаете: может быть, там содержится что-то из истины, и обвините во лжи Аллаха над Троном».

(«Махасин» Барки, глава «Таслим»).

Слова хадиса ясны, и они означают запрет отвержения хадиса, даже если с ним пришёл нечестивец. Ибо если вдруг он пришёл к тебе с истиной, а ты отверг её, то опасность сбиться с пути очень велика.

Суфьян спросил Имама Садыка (А):

جعلت فداك؛ إن رج ًل يأتينا من قبلكم يعرف بالكذب فيحدث بالحديث فنستبشعه، فقال أبو عبعد ال — عليه السلام -: يقول لك: إني قلت لليل إنه نهار، وللنهار إنه ليل، قال: ل، قال: فعإن قعال لعك هعذا إني قلتعه فل تكذب به فإنك إنما تكذبني

«Да буду я твоей жертвой! Вот к нам приходит человек, который рассказывает (хадисы) от вашего имени, при том что он известен своей лживостью, и он рассказывает нам хадисы, и мы находим их непонятными».

Имам (А) сказал: «Разве он говорит вам, что я называю ночь днём, а день ночью?»

Он сказал: «Нет».

Имам (А) сказал: «Тогда если он говорит тебе, что я это сказал (то есть хадисы, которые он передаёт), то не обвиняй его во лжи, потому что в таком случае ты обвинишь меня во лжи».

(Басаиру дараджат, том 1, С. 77).

Сколько же святости и света в словах Ахль уль-Бейт (А), так что запрещено отвергать их даже от лжеца, при наличии какой-либо вероятности того, что они всё-таки восходят к ним!

Имам Садык (А) сказал:

من دخل إلى في هذا الدين بالرجال أخرجه الرجال منه كما أدخلوه فيه ومن دخل فيه بالكتعاب والسعنة زالت الجبال قبل أن يزول

«Кто войдёт в эту религию через людей — его выведут из неё люди, как и ввели в неё. А кто войдёт в неё через Книгу и Сунну — горы прейдут, а он не прейдёт».

(Бихар, том 2, С. 105).

Итак, когда вы видите какой-то хадис — не спешите спрашивать, «сильный» он или «слабый» с точки зрения передатчиков. В первую очередь стремитесь понять его, то есть оценить с точки зрения его соответствия Корану и Сунне. Основания для отвержения того или иного хадиса должны быть очень и очень весомыми. Большинство наших хадисов были записаны ещё во время Имамов (А) и передавались в письменном виде. Их отбор был произведён или самими Имамами (А), или по тому же методу, о котором мы сказали: странные риваяты, сочинённые лицемерами, просто отсеивались сами собой по матну (содержанию), и оставались те, которые соответствуют контекстам слов Непорочных (А). Иначе говоря, тот метод анализа хадисов, который был указан Непорочными, – взвешивание одних хадисов на весах других и на весах Корана – происходил сам собой, естественным образом, в ходе истории. А потому можно смело говорить о достоверности большинства хадисов в шиитских книгах.

Разумеется, это не означает, что мы должны считать достоверными и принимать все хадисы, которые только есть в наших источниках. Приведу один простой пример отвергаемого хадиса. Риваят из «Китаб усуль ситта ашара»:

Имам Садык (А) сказал: «Аллах нисходит в день Арафата в полдень на землю, усевшись на верблюде... А при наступлении вечера, когда люди удаляются с Арафата, Господь поручает двум ангелам громко прокричать: «О Господь! Спаси, спаси...».

Нет сомнения, что этот риваят — поддельный, приписанный Имаму Садыку (А). Посмотрим, что пишет по этому поводу Аллама Маджлиси:

وهذا الحديث وأضرابه ساقط ل يعتني به ول يؤبه براويه أيا كان, وقد أمرنعا في ععدة روايعات وفيهعا الصحاح بعرض كل حديث على كتاب ال وسنة رسوله )صلى ال عليه وآله( فمنها قول رسول ال )صلى ال عليه وآله(,ان على كل حق حقيقة, وعلى كل صواب نوراً, فما وافق كتعاب ال فخعذوه, ومعا خعالف كتعاب ال فدعوه. وقد روى عين هذا الأثر عن علي)عليه السلام( وقول الباقر)عليه السلام( وابنه الصادق)عليه السلام( لبعض أصحابهما: )ل تصدق علينا إل بما يوافق كتاب ال وسنة نبّيه(

«Этот риваят и подобные ему не принимается. Ему не следует придавать никакого значения и неважно, кем он передан. Во множестве достоверных хадисов Ахль уль-Бейт (А) велели нам взвешивать их хадисы на весах Корана и сунны Посланника Аллаха (С). Сюда относятся, например, слова Посланника Аллаха (С): «У каждой истины — действительность, и у каждой достоверности — свет. А потому принимайте то, что соответствует Книге Аллаха и отбрасывайте то, что противоречит ей. И то же самое передано от Имама Али (А), Имамов Бакира (А) и Садыка (А), который сказал: «Принимайте от нас только то, что согласуется с Книгой Аллаха и Сунной Пророка (С)».

(«Бихар», том 96, С. 264).

Как видим, Аллама Маджлиси не обращает никакого внимания на передатчиков этого риваята. Он отвергает его на основании того главного критерия смысловой оценки содержания (матна) хадиса, который оставили

нам сами Непорочные (А). Ибо из сопоставления данного риваята с аятами Корана и другими хадисами обнаруживается его полное противоречие им.

Это и есть тот настоящий фикх (понимание религии), о котором Имам Садык (А) сказал:

أنتم أفقه الناس، إذا عرفتم معاني كلمنا

«Самые знающие люди (лучшие факихи из людей) — те, кто знает смыслы наших слов».

ل يكون الرجل منكم فقيهًا حتى يعرف معاريض كلمنا

(«Васаилу шиа», том 18, С. 84).

«Человек извас не будет факихом, пока не станет понимать измерения (смыслы) наших слов».

(«Маани ахбар», С. 131).

И, наконец, последнее, что хотелось бы сделать в этом предисловии - ответить на некоторые вопросы:

1. Почему в переводе пропущены некоторые аяты?

Некоторые аяты пропущены не в переводе, а в оригинале у сейида Хашима Бахрани. Это означает, что он не нашёл хадисов, содержащих тафсир этих аятов.

2. Что значит фраза «привёл Али ибн Ибрахим Кумми»?

Это означает, что Али ибн Ибрахим привёл хадис от Имама Бакира (А) или от Имама Садыка (А). То, что следует за этой фразой - хадис, а не слова самого Али ибн Ибрахима.

Амин Рамин 

Added to bookmarks
Removed from bookmarks