Ал-Фатиха (Открывающая)
1-й аят из 7
Воспроизвести
Оригинал
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
Транскрипция

бисмиль-лəhир-рōhмəəнир-рōhиим

Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!
Bağışlayan və mehriban Allahın adı ilə.
In the Name of Allah, the All-beneficent, the All-merciful.

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык сказал о значении слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим):

Буква «ба» означает «великолепие (баха) Аллаха»; «син» означает «сияние (сана) Аллаха», а «мим» означает «царство (мульк) Аллаха»[1], и Аллах – бог над всеми вещами, Милостивый (рахман) ко всему творению, Милосердный (рахим) же только к верующим (муминун)».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 39).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык сказал о значении слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим):

Буква «ба» означает «великолепие (баха) Аллаха»; «син» означает «сияние (сана) Аллаха», а «мим» означает «слава (маджд) Аллаха», и Аллах – бог над всеми вещами, Милостивый (рахман) ко всему творению, Милосердный (рахим) же только к верующим (муминун)».

(«Кафи», том 1, С. 89).

 

3. Он также привёл от Хишама ибн Хакама:

Я спросил Имама Садыка (А) об именах Аллаха – велик Он и свят! – и их происхождении. Он сказал: «Аллах происходит от слова “илях” (бог), а бог требует, чтобы было что-то обожествленное[2]. И имя есть нечто иное, нежели то, что им называется. А потому тот, кто поклоняется имени, а не его значению, — стал неверным (кафир) и не поклоняется ничему; тот же, кто поклоняется имени и значению вместе, — стал многобожником (мушрик) и поклоняется двум. Тот же, кто поклоняется значению, а не имени, — то таково единобожие (таухид). Понял ли ты, о Хишам?»

Я сказал: «Поведай мне еще».

Он сказал: «У Аллаха – велик Он и свят! – девяносто девять имен. И если бы имя было тождественно с именуемым, то каждое имя являлось бы богом. Однако все эти имена указывают на Аллаха (как на свое значение), и все они — не Он. О Хишам! Хлеб – имя для того, что едят[3]; вода – имя для того, что пьют; одежда – имя для того, что одевают; огонь – имя для того, что горит. Понял ли ты это, о Хишам, пониманием того, кто сможет отразить наших врагов, тех, кто отклонился от пути Аллаха, и многобожников, приписывающих Ему сотоварищей?»

Я сказал: «Да».

Он сказал: «Да дарует тебе Аллах пользу от этого и укрепит тебя, о Хишам!»

И Хишам сказал: «Клянусь Аллахом, с того дня и до сегодняшнего никто не одерживал надо мною верх в вопросах единобожия (таухид)».

 

4. Он также привёл от Хасана ибн Рашида:

Я спросил у Имама Казыма (А) о значении слова «Аллах». Он сказал: «Владеет (истаула) малым и великим».

(«Кафи», том 1, С. 89).

 

5. Шейх Садук передал от Сафвана ибн Йахьи:

Имама Садыка (А) спросили о значении слов «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим).

Он сказал: «Буква “ба” означает “великолепие (баха) Аллаха”; “син” означает “сияние (сана) Аллаха”, а “мим” означает “власть (мульк) Аллаха”».

Я спросил: «А что значит “Аллах”?»

Он сказал: «“Алиф” означает милость (ала’) Аллаха над Его творением через благо нашего руководство (вилаят)[4]; “лям” означает принуждение (ильзам) Аллахом Его творений к нашему руководству».

Я спросил: «А “ха”?»[5]

Он сказал: «Унижение (хаван) для тех, кто отвергает Мухаммада и Семейство Мухаммада, да будет благословение Аллаха над ними».

Я спросил: «Что значит “Милостивый” (рахман)?»

Он сказал: «Милость над всеми мирами».

Я спросил: «Милосердный? (рахим)».

Он сказал: «Только для верующих (муминун)».

(«Маани ахбар», С. 3).

 

6. Он также передал от Мухаммада ибн Синана, что он сказал:

«Я спросил Имаму Резу (А) об имени: что это?»

Он сказал: «Качество, описывающее кого-то».

(«Маани ахбар», С. 2).

 

7. Он также передал от Али ибн Хасана ибн Али ибн Фаззаля от его отца, что он сказал:

Я спросил Имама Резу (А) о смысле слов «во имя Аллаха» (бисми ллях). Он сказал: «Слова говорящего “во имя Аллаха” означают: “Ставлю на себе печать знака из знаков Аллаха, велик Он и свят, и это – поклонение (ибадат)”».

Я спросил: «Что такое “знак (симат)”?» Он сказал: «Признак (‘аламат[6].

(«Маани ахбар», С. 3).

 

8. Он также передал от Абу Йакуба Йусуфа ибн Мухаммада ибн Зийада и Абу Хасана Али ибн Мухаммада ибн Сайара от их отцов от Имама Хасана ибн Али Аскари (А), что он сказал о словах Аллаха «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» (бисми лляхи ррахмани ррахим):

Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью (йатааллаху[7]) все творения при нуждах и трудностях, когда обрывается надежда на всех, кто кроме Него, и разрушаются любые средства, помимо Него. И говорят: «Во имя Аллаха» (бисми лляхи), то есть: «Ищу помощи во всех своих делах у Аллаха, кроме Которого не достоин поклонения никто, — Помогающего, когда Его просят о помощи, и Отвечающего, когда к Нему обращаются с мольбой».

Он есть Тот, о Котором некто спросил Имама Садыка (А): «О, сын Посланника Аллаха! Скажи мне про Аллаха, кто Он? Вот, препирающиеся много говорили мне о Нем и ввели меня в заблуждение». Он ответил ему: «О, раб Аллаха! Садился ли ты когда-либо на корабль?» Тот сказал: «Да». Он сказал: «Приходилось ли тебе терпеть кораблекрушение, так что поблизости не оказывалось никакого другого корабля, который мог бы спасти тебя, или человека, умеющего хорошо плавать, дабы помочь тебе?» Тот ответил: «Да». Имам (А) сказал: «В тот момент устремлялось ли твое сердце к чему-то такому, что было бы властно спасти тебя от твоего бедствия?» Он сказал: «Да». Имам Садык (А) сказал: «Это и есть Аллах – властный спасти, когда нет никакого спасения, и помочь, когда нет никакой помощи». Потом он сказал: «Быть может, некоторые из наших шиитов оставляют (произношение) “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного” (бисми лляхи ррахмани ррахим) в начале всякого дела: тогда Аллах испытает их чем-то неприятным, дабы пробудить в них благодарность Аллаху – велик Он и свят! – и хвалу Ему, и дабы удалить из них пятно оставления ими слов “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”».

И далее он (Имам Хасан Аскари, мир ему) рассказал, что человек пришел к Али ибн Хусейну Саджаду (А) и сказал: «Поведай мне о значении слов “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”». И Имам Саджад (А) сказал, что ему передал его отец Хусейн ибн Али (А) от его брата Хасана ибн Али (А) от повелителя верующих (А), что к нему пришел человека и спросил: «О, повелитель верующих! Поведай мне о значении слов “во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”». Он сказал: «Слово “Аллах” – величайшее имя из имен Аллаха, велик Он и свят, и нельзя называть так никого, кроме Аллаха, и не именуется им творение Аллаха». Тот человек спросил: «А каково его значение?» Повелитель верующих (А) сказал: «Аллах – Тот, к Кому обращаются за помощью (йатааллаху) все творения при нуждах и трудностях, когда обрывается надежда на всех, кто кроме Него, и разрушаются любые средства, помимо Него. И так потому, что всякий владыка в этом ближнем мире и всякий превознесшийся в нем – будь даже у него великое богатство и власть, и люди находят у него устранение своих нужд и трудностей, — все равно не сможет устранить все нужды, которые есть у них, и сам будет иметь нужды, которые не сможет устранить, – и так он по необходимости обратится к Аллаху, хотя и снова вернется к многобожию (ширк) потом, когда удовлетворятся его потребности. Разве ты не слышал, как Аллах – велик Он и свят! – говорит: “Не думали ли вы о себе, что если придет к вам наказание от Аллаха или придет к вам Час, разве кого-нибудь помимо Аллаха вы будете призывать, если вы правдивы? О да! Лишь Его вы призываете, и Он избавляет от того, о чем вы просите, если пожелает, и вы забываете то, что придаете Ему в сотоварищи” (6: 40-41).

Аллах сказал Своим рабам: “О, бедняки! Спешите к Моей милости! Воистину, Я предписал для вас нужду во Мне при всяком состоянии и смиренность рабства (зиллату‘убудийати) во всякое время (по отношению ко Мне). Так прибегайте ко Мне в любом деле, за которое взялись и которое намереваетесь довести до конца. Ибо если Я захочу даровать вам, никто не сможет отнять это у вас, и если Я захочу отнять у вас, никто не сможет даровать это вам. Я более всего подобаю для спрашивания, и Я – первый из тех, кого надлежит умолять”. Так говорите же при начале любого дела, большого и малого: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”, что значит: “Прибегаю в этом деле к помощи Аллаха, кроме Которого никто не достоин поклонения, — Помогающего, когда Его просят о помощи, и Отвечающего, когда к Нему обращаются с мольбой, – Милостивого, Который дарует нам милость через наделение уделом (ризк), и Милосердного к нам в нашей религии, нашем ближнем и нашем будущем мире; Он облегчил для нас религию и сделал ее легкой, нетрудной, и Он милует нас отличением нас от наших врагов[8]!”

И потом Имам Аскари (А) сказал, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Всякий, кто опечален чем-то, — если он скажет “во имя Аллаха Милостивого, Милосердного” с искренностью ради Аллаха, повернувшись сердцем к Нему, то его дело не выйдет за пределы двух вещей: или его нужды исполнятся в этом мире, или он будет принят в расчет возле его Господа, и для него окажется подготовлен запас у Него. А то, что возле Аллаха, — лучше и долговременнее для верующих».

(«Таухид», С. 230).

 

9. Имам Аскари (А) передал, что Имам Садык (А) сказал:

Если кто-то из наших шиитов перед началом каждого дела перестанет произносить «во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», Аллах испытает его тем, что ему неприятно, дабы пробудить в нем благодарность Аллаху и хвалу Ему, и дабы удалить с него пятно оставления им слов «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

И затем Имам Аскари (А) сказал:

Абдуллах ибн Йахья пришёл к повелителю верующих Али (А) и сел на стул, который там стоял. Стул сломался, и он упал на пол, повредив себе голову, из которой потекла кровь. Повелитель верующих (А) велел принести воду, и он вымыл кровь со своей головы. Потом Имам Али (А) сказал ему: «Подойди ко мне». Он провёл рукой по его ране, так что она исчезла, как будто её вообще не было.

И он сказал: «О Абдуллах! Хвала Аллаху, Который сделал испытания в этом ближнем мире средством избавления наших шиитов от грехов, дабы они проявили своё подчинение Ему и заслужили награду за это!»

Абдуллах ибн Йахья спросил: «О повелитель верующих! Значит, мы не будем наказаны за грехи, кроме как в этом ближнем мире?»

Он сказал: «Да. Разве ты не слышал слова Посланника Аллаха (С): “Ближний мир — тюрьма для верующего и рай для неверногоˮ? Аллах очищает наших шиитов в этом ближнем мире через бедствия, которым их подвергает, и через Своё прощение этих грехов. Аллах сказал: “А что постигает вас из несчастия — это за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многоеˮ (42: 30). А когда они придут на Судный День, у них будет только их подчинение и их поклонение, которое они совершали. Что же касается награды за поклонение наших врагов, то они получат её в ближнем мире, хотя и нет никакой ценности у их поклонения, ибо оно не искренне. Когда же они придут на Судный День, у них не будет ничего, кроме грехов и вражды с Мухаммадом (С), родом Мухаммада (С) и их сподвижниками, так что будут они брошены в Огонь».

Абдуллах ибн Йахья сказал: «О повелитель верующих! Ты открыл мне это и научил меня этому. Так скажи же мне, какой мой грех стал причиной того, что я подвергся этому несчастью (то есть упал со стула и разбил себе голову)?».

Он сказал: «Когда ты садился, забыл сказать “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ (“во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ). И Аллах подверг тебя этому несчастью из-за твоей забывчивости, чтобы стереть посредством него и другие твои грехи. Разве ты не знаешь, что Посланник Аллаха (С) сказал мне от Аллаха: “Всякое дело, в начале которого не упомянуто имя Аллаха, бесплодноˮ?»

Абдуллах ибн Йахья сказал: «Да, о повелитель верующих! Теперь я не оставлю это никогда».

Он сказал: «Значит, ты будешь после этого счастлив и благополучен».

Он спросил: «О повелитель верующих! Каков тафсир слов “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ (“во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ)?»

Имам Али (А) сказал: «Раб, когда желает приступить к какому-то делу, должен сказать “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ (“во имя Аллаха Милостивого, Милосердногоˮ). То есть: посредством этого имени я делаю это дело. И всякое дело, которое он начинает с “бисми лляхи ррахмани ррахимˮ, будет для него благословенным».

(«Тафсир Имама Аскари (А)», С. 22).

----------------------------------------------------------- 

[1] Слово бисми («во имя», где «би» – предлог, слитный со словом «исм») на письме состоит из букв «ба», «син», «мим».

[2] То есть имя «бог» указывает на объект поклонения, на Аллаха. Имя не тождественно именованному, но указывает на него.

[3] То есть имя «хлеб» есть нечто иное, чем сам хлеб, который едят. Таков же и Аллах, велик Он и свят.

[4] Имеется в виду вилаят Ахль уль-Бейт (А) – наместников Аллаха над Его творением.

[5] Слово «Аллах» состоит на письме из букв «алиф», «лям», «ха».

[6] То есть знак из знаков Аллаха, который ставит на себе раб во всех своих делах, предваряя их словами «во имя Аллаха», — это поклонение (ибадат), в котором слова не отделяются от дел, и этот знак (симат) есть признак (аламат), по которому истина отличается от лжи.

[7] Слово того же корня, что и «Аллах».

[8] То есть тем, что Аллах отличил и отделил нас от наших врагов, которые есть враги Аллаха, Он оказал нам милость.

Аят добавлен в избранное
Аят удален из избранных