Ал-Фатиха (Открывающая)
6-й аят из 7
Воспроизвести
Оригинал
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
Транскрипция

иhдинəəс-сырōōтōль-мустəќиим

веди нас путём прямым —
Bizi (əqidə, elm, əxlaq və əməllərdə) doğru yola hidayət (və həmin yolda dayanıqlı) et.
Guide us on the straight path,

1.(3) Али ибн Ибрахим Кумми передал от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

«Хвала Аллаху» — то есть благодарность Аллаху — «Господу миров» — Творцу творения — «Милостивому» — ко всему творению — «Милосердному»  - по отношению только к верующим — «Царю Судного Дня» — дня расчёта, и указание на это — слова Аллаха: «Говорят они: “Горе нам! Это — Судный Деньˮ» (37: 20), то есть день расчёта. «Только Тебе мы поклоняемся» — обращение к Аллаху — «и только Тебя просим о помощи» — таким же образом. «Веди нас прямым путём»: и «путь» — это повелитель верующих Али (А) и познание Имама.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 41).


2.(4) Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Прямой путь» — это повелитель верующих (А) и его познание. И довод на это — слова Аллаха: «Поистине, он в матери Книги у Нас — Али мудрый» (43: 4), и это — повелитель верующих (А) в матери Книги (то есть в суре «Фатиха», которую называют «матерью Книги»), то есть в словах «прямой путь».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).


3.(5) Он также передал, что Имам Садык сказал:

«Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал,  не тех, которые под гневом, и не заблудших»: «те, которые под гневом» — насибиты, а «заблудшие» — иудеи и христиане.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).


4.(16) Шейх Садук передал, что Имам Реза (А) сказал:

Люди обязаны читать Коран во время намаза, чтобы Коран не был забыт и потерян, но чтобы он был сохранён и изучаем. И первой его сурой является «Фатиха», а не какая-либо другая сура, потому что в других сурах нет того блага и мудрости, которые собраны в этой суре. Слова «хвала Аллаху» — это исполнение того, к чему обязал Аллах Своё творение относительно благодарности Ему за то, что Он даровал им из блага — «Господу миров» — это единобожие (таухид), восхваление Его и подтверждение того, что Он — Творец и Царь, и никто, кроме Него, — «Царю Судного Дня» — подтверждение воскрешения, расчёта, воздаяния и будущего мира и того, что Он в этом всём — Царь, как и в ближнем мире Он — Царь. «Только Тебе мы поклоняемся» — стремление и приближение к Аллаху и искренность в делах для Него, а не для кого-то другого — «и только Тебя просим о помощи» — просьба о добавлении успеха, поклонения, продолжения Его благ и Его помощи. «Веди нас прямым путём» — просьба о прямом руководстве в Его религии, о схватывании за Его вервь и о добавлении в познании Господа, Его величия и славы — «путём тех, кого Ты облагодетельствовал» — подтверждение просьбы, стремления и поминания того, о чем было сказано выше относительно Его милостей к Его друзьям — «не тех, которые под гневом» — это прибегание к Нему от того, чтобы быть из числа упорных, неверных, отрицающих Его и Его повеление и запрещение — «и не заблудших» — это просьба об избавлении от того, чтобы быть из числа отклонившихся с Его пути безо всякого знания и думающих при этом, что они совершают благо. И в этой суре («Фатихе») соединились благо и мудрость ближнего и будущего миров так, как они не соединились еще в чем-то.

(«Факих», том 1, С. 219).


5.(18) Он также передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«Веди нас прямым путём» — то есть дай нам успех в том, чтобы мы подчинялись Тебе в будущем так же, как подчинялись Тебе в прошлом. И «прямой путь» — это два пути: один в ближней жизни, а другой в будущей. И прямой путь в ближней жизни располагается между тем, чтобы излишествовать, и тем, чтобы преуменьшать[2], и он есть твёрдое стояние (на истине) и отсутствие принятия чего-либо из лжи. Что же касается второго пути, то это — путь верующих к Раю, который прям: они не отклонятся от Рая и не направятся к Аду или к чему-то другому, кроме Рая.

(«Маани ахбар», С. 32).

 

Примечание переводчика: Речь идёт прежде всего об излишествовании и преуменьшении достоинств Ахль уль-Бейт (А).

18. Он также передал, что Имам Саджад (А) сказал:

Нет никакой завесы между Аллахом и Его доводом (Пророком или Имамом), и нет у Аллаха покрова, кроме Его довода. Мы — врата Аллаха, и мы — прямой путь, и мы — хранители Его знания, и мы — толкователи Его откровения, и мы — столпы Его таухида, и мы — место Его тайны.

(«Маани ахбар», С. 33).


6.(19) Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Слова Аллаха в суре «Фатиха»: «Веди нас прямым путём» — имеют в виду Мухаммада (С) и его Ахль уль-Бейт (то есть они — этот прямой путь).

(«Маани ахбар», С. 33).


7.(22) Айаши передал от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран» (15: 87). Он сказал: «Это — сура “Фатихаˮ, что находится среди сокровищ Трона. Она начинается с “во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!ˮ — аята, о котором Аллах сказал: “И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращенияˮ (17: 46). И далее: “Хвала Аллаху, Господу мировˮ —  это слова обитателей Рая, когда они благодарят Аллаха за прекрасную награду, которую Он им даровал, — “Царю Судного Дняˮ — Джабраил сказал: “Если мусульманин скажет это, Аллах и обитатели небес обязательно подтвердят его правотуˮ. “Только Тебе мы поклоняемсяˮ — это искренность поклонения — “и только к Тебе взываем о помощиˮ — это лучшие слова, с помощью которых рабы могут взывать об исполнении своих нужд. “Веди нас прямым путёмˮ — путём пророков, которых облагодетельствовал Аллах — “не тех, кто под гневомˮ — иудеи — “и не заблудшихˮ — христиане».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 36).

 

8.(23) Давуд ибн Фаркад привёл от Имама Садыка (А):

«Веди нас прямым путём»: «прямой путь» — это повелитель верующих Али (А).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 37).

Аят добавлен в избранное
Аят удален из избранных