- Play
-
-
Original
-
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
-
Transliteration
-
əльhəмду лильлəhи рōббиль-'əəлəмиин
-
[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху — Господу миров,
-
Həmd və sitayiş aləmlərin (mələklər, insanlar, cinlər, heyvanlar və cansız əşyalar aləminin) idarə edəni, mütləq hökmdarı və yaradaraq nəzmə salanı olan Allaha məxsusdur.
-
All praise belongs to Allah, Lord of all the worlds,
-
1.(1) Шейх Кулейни передал, что Имам Садык (А) сказал:
Благодарность за блага — удаление от запретного, а полная благодарность — слова: «Хвала Аллаху, Господу миров».
(«Кафи», том 2, С. 90).
2.(2) Шейх Али ибн Иса привёл, что Имам Садык (А) сказал:
У моего отца (А) потерялось верховое животное. Он сказал: «Если Аллах вернёт его мне, я воздам Ему такую благодарность, что Он будет доволен». Не прошло много времени, как животное нашлось со всей своей сбруей. Когда он сел на него и поправил свои одежды, сказал: «Хвала Аллаху», и ничего не добавил к этому. А затем сказал: «Я ничего не оставил и ничего не упустил: все виды хвалы содержатся в этих словах».
Али ибн Иса сказал: «Он изрёк истину. Артикль “альˮ перед словом “хамдˮ (“хвалаˮ) означает, что только Аллаху принадлежит хвала».
(«Кашфу ль-гамма», том 2, С. 118).
3.(3) Али ибн Ибрахим Кумми передал от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:
«Хвала Аллаху» — то есть благодарность Аллаху — «Господу миров» — Творцу творения — «Милостивому» — ко всему творению — «Милосердному» - по отношению только к верующим — «Царю Судного Дня» — дня расчёта, и указание на это — слова Аллаха: «Говорят они: “Горе нам! Это — Судный Деньˮ» (37: 20), то есть день расчёта. «Только Тебе мы поклоняемся» — обращение к Аллаху — «и только Тебя просим о помощи» — таким же образом. «Веди нас прямым путём»: и «путь» — это повелитель верующих Али (А) и познание Имама.
(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 41).
4.(15) Шейх Садук передал от Имама Аскари (А), что человек пришёл к Имаму Резе (А) и спросил:
«О сын Посланника Аллаха! Расскажи мне о словах Аллаха: “Хвала Аллаху, Господу миров!ˮ Каков их тафсир?»
Он сказал: Передано от Имама Хусейна (А), что человек пришёл к повелителю верующих Али (А) и спросил: «Расскажи мне о словах Аллаха: “Хвала Аллаху, Господу миров!ˮ Каков их тафсир?» Он сказал: «“Хвала Аллахуˮ означает, что Аллах дал познать Своим рабам некоторые из Своих милостей в общем, потому что они не способны познать все их в их частностях, ибо их — больше, чем может быть подсчитано или познано. И Он сказал им, чтобы они говорили: “Хвала Аллахуˮ — за то, что даровал Он нам. И “Господь мировˮ: “мирыˮ здесь — все творения, из минералов и животных. Он управляет животными Своею силой, питает их из Своего удела, содержит их и распоряжается ими. Что же до минералов, то он хранит их и разделяет соединённое в них, так что они рассыпаются, и соединяет разделённое в них, так что они смыкаются, и удерживает небеса, чтобы они не упали на землю, кроме как по Его повелению, и удерживает землю, чтобы она не разверзлась, кроме как по Его приказу; поистине, Он для Своих рабов — Добр, Милосерден!»
А потом он сказал: «“Господь мировˮ — то есть их Царь, их Творец, Дающий им пропитание, откуда они знают и откуда они не знают. Пропитание (ризк) распределено, и оно придёт к потомку Адама, каким бы путём он сам ни шёл в этом ближнем мире: богобоязненность богобоязненных не увеличит его, и нечестие нечестивцев не уменьшит его. Между человеком и его пропитанием — завеса, и он находится в поисках его. Если кто-то из вас убежит от своего пропитание, оно устремится вслед за ним, как устремляется смерть.
Аллах сказал, чтобы мы говорили “хвала Аллахуˮ — за те блага, которыми Он наделил нас, и за то, что Он упомянул нас благом в книгах предшественников, прежде чем мы появились на свет. И это делает обязательным для Мухаммада (С), рода Мухаммада и их шиитов благодарность Аллаху за то, чем Он наделил их. Посланник Аллаха (С) сказал, что когда Аллах отправил Мусу ибн Имрана посланником и избрал его спасителем, и разверз перед ним море, и спас народ Исраиля, и дал ему Тору и свитки, он сказал: “О Аллах, Ты даровал мне такую милость, какую не даровал никому прежде меняˮ. И Аллах сказал ему: “О Муса! Разве ты не знаешь, что Мухаммад предо Мной выше, чем все Мои ангелы и все Мои творения?ˮ. Тогда Муса (А) спросил: “О Господь мой! Если Мухаммад пред Тобой выше, чем все Твои творения, то есть ли пред Тобой род выше, чем мой род?ˮ И Аллах сказал: “О Муса! Разве ты не знаешь, что положение рода Мухаммада рядом с положением всех родов пророков — как положение самого Мухаммада среди всех пророков?ˮ Муса (А) сказал: “О мой Господь! Если род Мухаммада таков, то есть ли пред Тобой умма выше, чем моя умма, которую ты покрыл тенью облаков, низвёл ей манну и перепелов и разверз пред нею море?ˮ Аллах сказал: “О Муса! Разве ты не знаешь, что положение уммы Мухаммада рядом с положением всех умм — как положение его самого среди всех Моих творений?ˮ.
Муса (А) сказал: “О, если бы я увидел их!ˮ Аллах сказал: “О Муса! Ты не увидишь их, потому что сейчас не время их явления. Однако же ты увидишь их в Раю — в Раю Эдена и Фирдауса, наслаждающихся благами и дарами близ Мухаммада. Желаешь ли ты, чтобы Я дал тебе услышать их речь?ˮ Муса (А) сказал: “Да, о Господь мой!ˮ Аллах сказал: “Стой же предо Мною, как раб перед Господином, и укрепи пояс твой!ˮ.
И воззвал тогда Господь наш: “О, умма Мухаммада!ˮ И все они ответили, пребывая в чреслах отцов и матерей: “Вот мы пред Тобой (лаббейк), о Аллах! Вот мы пред Тобой, и нет Тебе сотоварищей! Вся хвала и власть принадлежит Тебе!ˮ
И Аллах, велик Он и свят, сделал этот ответ словами, которые говорят в хадже. А потом воззвал Он: “О, умма Мухаммада! Моё решение о вас таково: Моя милость предшествует Моему гневу, а Моё прощение — Моему наказанию. Я ответил вам раньше, чем вы воззвали ко Мне, и даровал вам раньше, чем вы просили Меня. Я введу в Рай того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и посланник, будучи правдивым в своих словах и подтверждающим их деяниями, и что Али ибн Аби Талиб — его брат и преемник после него, и будет подчиняться ему так же, как подчинялся Посланнику, и что пречистые Имамы — знамения Аллаха и доводы Аллаха после Мухаммада и Али. Я введу такого в Рай, даже если его грехи будут как мореˮ.
Когда Аллах отправил Мухаммада пророком, Он сказал: “Ты не был у стороны горы, когда Мы воззвалиˮ (28: 46) — то есть воззвали к твоей умме. А потом Аллах сказал Мухаммаду (С): “Скажи: Хвала Аллаху, Господу мировˮ — за то, чем Он наделил меня из всех этих достоинств, и сказал его умме: “Скажите: Хвала Аллаху, Господу мировˮ — за то, чем Он наделил нас из всех этих достоинств».
(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 254).
5.(16) Он также передал, что Имам Реза (А) сказал:
Люди обязаны читать Коран во время намаза, чтобы Коран не был забыт и потерян, но чтобы он был сохранён и изучаем. И первой его сурой является «Фатиха», а не какая-либо другая сура, потому что в других сурах нет того блага и мудрости, которые собраны в этой суре. Слова «хвала Аллаху» — это исполнение того, к чему обязал Аллах Своё творение относительно благодарности Ему за то, что Он даровал им из блага — «Господу миров» — это единобожие (таухид), восхваление Его и подтверждение того, что Он — Творец и Царь, и никто, кроме Него, — «Царю Судного Дня» — подтверждение воскрешения, расчёта, воздаяния и будущего мира и того, что Он в этом всём — Царь, как и в ближнем мире Он — Царь. «Только Тебе мы поклоняемся» — стремление и приближение к Аллаху и искренность в делах для Него, а не для кого-то другого — «и только Тебя просим о помощи» — просьба о добавлении успеха, поклонения, продолжения Его благ и Его помощи. «Веди нас прямым путём» — просьба о прямом руководстве в Его религии, о схватывании за Его вервь и о добавлении в познании Господа, Его величия и славы — «путём тех, кого Ты облагодетельствовал» — подтверждение просьбы, стремления и поминания того, о чем было сказано выше относительно Его милостей к Его друзьям — «не тех, которые под гневом» — это прибегание к Нему от того, чтобы быть из числа упорных, неверных, отрицающих Его и Его повеление и запрещение — «и не заблудших» — это просьба об избавлении от того, чтобы быть из числа отклонившихся с Его пути безо всякого знания и думающих при этом, что они совершают благо. И в этой суре («Фатихе») соединились благо и мудрость ближнего и будущего миров так, как они не соединились еще в чем-то.
(«Факих», том 1, С. 219).
6.(22) Айаши передал от Мухаммада ибн Муслима:
Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран» (15: 87). Он сказал: «Это — сура “Фатихаˮ, что находится среди сокровищ Трона. Она начинается с “во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!ˮ — аята, о котором Аллах сказал: “И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращенияˮ (17: 46). И далее: “Хвала Аллаху, Господу мировˮ — это слова обитателей Рая, когда они благодарят Аллаха за прекрасную награду, которую Он им даровал, — “Царю Судного Дняˮ — Джабраил сказал: “Если мусульманин скажет это, Аллах и обитатели небес обязательно подтвердят его правотуˮ. “Только Тебе мы поклоняемсяˮ — это искренность поклонения — “и только к Тебе взываем о помощиˮ — это лучшие слова, с помощью которых рабы могут взывать об исполнении своих нужд. “Веди нас прямым путёмˮ — путём пророков, которых облагодетельствовал Аллах — “не тех, кто под гневомˮ — иудеи — “и не заблудшихˮ — христиане».
(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 36).